Интернет вытесняет туристические фирмы

04.08.2012

Журнал Forbes назвал туристических агентов одной из самых неперспективных профессий 21 века. Распространение интернет-услуг, позволивших туристам самостоятельно организовывать поездки, влечет за собой постепенное сокращение рабочих мест для турагентов.

Вячеслав Бурдюков, генеральный директор компании «Роза ветров», уверен, что не пройдет и 10-15 лет, как туристический рынок станет виртуальным. Клиенты все чаще бронируют путешествия, не отходя от экрана компьютера. А онлайновые агентства уже приспосабливают свои технологии к новым поколениям смартфонов и мобильных устройств. Традиционные туристические компании могут остаться лишь в сегменте очень дорогих и экзотических направлений.

Онлайновый туристический рынок переживает бум, так пишут в отчетах исследовательские компании. К примеру, в ЕС с 1998-го этот рынок вырос с 0,2 млрд долларов до 65,2 млрд долларов в 2009 году. На его долю приходится 25,7% выручки туристической индустрии Западной Европы. В США продажи через интернет уже давно превысили 100 млрд долларов. По данным Еврокомиссии, более 60% европейских отелей принимают бронь на номера не от туроператоров, а от клиентов через интернет. И эта тенденция будет лишь усиливаться.

«Подход к путешествиям уже необратимо изменился», - пишет Бобби Джонсон в The Guardian. Сначала путешественники получили доступ к огромному количеству информации, из которой смогли сами выбирать наиболее подходящие варианты, потом - покупать билеты онлайн.

Традиционные туркомпании тоже начали использовать интернет, но долгое время их сайты в сети оставались просто витриной. К примеру, в Украине к активным онлайн-продажам турфирмы перешли всего несколько лет назад, тем самым потеряв лишь время. Пока они игнорировали сеть, в ней появились совершенно новые игроки, которым понадобилось не более десяти лет, чтобы стать глобальными компаниями - Expedia, Orbitz, Travelocity и Priceline. Интернет обострил конкуренцию и подтолкнул к снижению цен на путешествия. Возможность сократить бюджет поездки, бронируя билеты и гостиницы в сети, стала одним из ключевых факторов успеха онлайнового сегмента. А при таком подходе туристы экономят немало - до 40% стоимости путешествия.

Гибкость в ценообразовании и новые методы продаж привлекли аудиторию в онлайн-агентства. Priceline, к примеру, известна в первую очередь как родоначальница «аукционов на оборот». Компания дала возможность потребителям устанавливать собственные цены на авиабилеты, гостиничные номера, аренду автомобилей. Допустим, турист ищет билет из Киева в Лондон и готов за него заплатить EUR300. Если Priceline в своей базе данных найдет предложение, не превышающее сумму в запросе, то деньги в полном объеме снимут со счета. Заработок фирмы - разница между реальной ценой билета (например, в базе данных компании оказались билеты дешевле 300 долларов) и заявленной клиентом.

Expedia считается пионером онлайнового туристического рынка. Она первой открыла доступ путешественникам к онлайн бронированию. Компания была основана в 1996 году в рамках Micsoroft, но позднее отделилась от софтверного гиганта. Ее оборот в 2008-м составил 21,3 млрд долларов. У Expedia есть 70 представительств в 55 странах мира. Преимущество таких компаний в том, что они не ограничены географически. Их клиентом может стать путешественник с кредитной карточкой в любой точке планеты. По сути, интернет облегчил и удешевил туристическим компаниям экспансию на зарубежные рынки. «Если посмотреть на успешные онлайн-компании сегодня, то все получают значительную часть своих доходов от операций за рубежом», - говорит Джефри Бойд, директор Priceline. В декабре прошлого года глобальная аудитория всех проектов Expedia Inc. превысила 58 млн человек. Много ли традиционных агентств могут похвастаться таким количеством клиентов?

 Карта
rss
Карта